15 способов развить аналитическое мышление

Особенности

Нужно понимать, что мышлением называется процесс познания. Он имеет свои этапы развития, требующие постоянного совершенствования и формирования мыслительных навыков, при помощи которых человек может приобрести новые приемы и способы мышления. А также данный процесс способствует дальнейшему развитию серого вещества.

Кроме того, мышление у людей развивается сугубо в индивидуальной форме из-за того, что процесс развития зависит от возраста человека и от окружающей среды. Рассмотрим этот вопрос более подробно.

У взрослых

В данном случае основные мыслительные способности уже полностью сформированы. Однако необходимо отметить, что их качество напрямую зависит от условия формирования и особенностей.

  • Человек всегда опирается на данные прошлого опыта. Поэтому мышление считается опосредованным фактором. Это еще раз подтверждает, что сформировавшаяся личность может сопоставить прошлый опыт в своей памяти с вновь наступившим событием. Например, если взрослый человек посмотрит из окна на мокрую дорогу, то он поймет, что ранее прошел дождь.

  • Мышление любого индивида основывается на предшествующем практическом опыте, где отображаются общие понятия и закономерности жизненного уклада.

  • Мышление взрослого человека отражает связи между прошлым опытом и обобщает их. Связи разных вещей и событий обрабатываются и обнаруживаются, а затем классифицируются в сознании.

  • При правильном мышлении связи между различными предметами находят отображение в словесной форме. Поэтому мышление взрослого человека и его речь неразрывны между собой. В результате этого человек может с легкостью выразить в словах мысли и донести их до других людей. Благодаря мышлению человеческая память может хранить прошлые события, несмотря на их давность, и даже заглядывать в будущее.

  • Мышление любого индивида зависит от практических действий и непосредственно опирается на них при принятии какого-либо решения или действия.

У детей

У детей

Взрослое мышление и детское сильно различаются по своему качеству. Впрочем, и у тех, и у других мыслительная деятельность имеет обусловленный характер и опирается на различные факторы.

Младенческое мышление сензитивно, так как в этом возрасте присутствует чувствительность к внешним проявлениям со стороны окружающего мира. Информация поступает извне через слух и прикосновения.

В этот момент мышление воспринимает данные факторы и выдает адекватные реакции.



В 2 года ребенок просто осматривает свое окружен

В 2 года ребенок просто осматривает свое окружение. В 4 года у него начинает появляться наблюдательность, и в его сознании возникают самые первые образы. От 3-х до 5 лет формируется и вырабатывается способность к каким-либо действиям. Происходит формирование логически-словесного типа осмысления информации.



В 6-7 лет появляется словесно-логическое мышлени

В 6-7 лет появляется словесно-логическое мышление, и оно включает функции обучения и познания. В этой стадии развития у младших школьников идет интенсивное усвоение разноплановой информации. Если в раннем возрасте мышление только набирает обороты своего развития, то с 8-10 лет оно активно развивается, а с 11-14 лет роль познания окружающего мира выходит на первый план.



Мышление у детей развивается в несколько этапов.

Мышление у детей развивается в несколько этапов.

  • В 1,5-2 года развивается наглядно-действенное мышление. Ребенок усваивает информацию через тактильность. Вариативные действия позволяют лучше познать окружающие предметы и мир.

  • В 3-4 года развивается наглядно-образное мышление. Его формирование происходит интенсивно. Детский ум в это время мыслит и оперирует образами.

  • В 5-7 лет развивается словесно-логическое мышление. При его помощи проводится анализ событий, происходящих в окружающем мире.

  • Творческое мышление присутствует в сознании у всех детей. Главное, чтобы взрослые способствовали его развитию.

Кроме того, необходимо помнить, что в сознании ребенка постоянно происходят мыслительные операции. Перечислим их.

  • Примерно с 2-х лет дети начинают рассматривать и сравнивать предметы. Постепенно от сравнения простых предметов и звуков сознание переходит к сравнению более сложных позиций, таких как вкус, запах, свойства материалов и так далее.

  • К 6-7 годам сильно развивается обобщение всех событий и предметов, которые окружают ребенка. Именно поэтому дети активно улучшают речевые навыки.

  • Способность к анализу в мышлении позволяет разделить события и предметы на отдельные части для их дальнейшего изучения и запоминания.

  • При помощи синтеза происходит объединение информации. Поэтому ребенок быстро учится писать и читать.

  • При выявлении сходств и различий окружающих предметов и событий происходит их классификация. Поэтому ребенок может отличать игрушки по цвету и по составу.

Видео

Роль мышления в жизни людей

Положительные черты характера человека — что к ним относится

Мышление позволяет человеку совершать осознанные действия, делать выводы и систематизировать информацию. Высокий уровень развития позволяет быстрее усваивать и накапливать знания, на основе которых производить новое: научные работы, произведения искусства, алгоритмы решения задач. Без этих навыков невозможно преуспеть ни в какой сфере деятельности.

Развитие логического мышления

Развитое логическое мышление позволяет человеку рассуждать и действовать последовательно, совершать обдуманные поступки без противоречий, искать и находить истину. Пользу приносит решение разнообразных логических задач, тренировка интуиции.

Найти логику в записях:

8809 = 6 4444 = 0 8610 = 4 5532 = 0

8923 = 3 5586 = 3 9966 = 4 4962 = 2

0000 = 4 8466 = 4 1126 = 1 6827 = 3

Ответ: цифры после знака «равно» обозначает количество кружочков в цифрах левой части.

Сколько треугольников?

Примеров логических задач в различных пособиях и н

Примеров логических задач в различных пособиях и на сайтах можно найти очень много. Их решение результативно воздействует на мыслительные процессы и приносит ощутимую пользу.

Технологии развития мышления

Технология развития критического мышления представлена тремя стадиями:

1. Вызов. В полученных ранее знаниях или опыте ищется пробел, который теперь является целью устранения. То есть ставится цель, чтобы закрыть этот пробел в знаниях.

2. Осмысление. Человек, имеющий серьезную цель на развитие критического мышления должен осознать, что необходимо вести дневник, чертить таблицы, чтобы определить уровень понимания определенной темы, информации.

3. Размышление. На стадии размышления человек формирует свое отношение к тексту, информации, книге, картине. Это отношение часто записывают или же обсуждают с кем-нибудь. Такой метод поможет не только в развитии критического мышления, но и в развитии коммуникативных навыков.

Примеры упражнений на развитие мышления

Упражнение 1. Цель ребенка – найти лишнее слово. Ниже представлены ряды из 4ех слов, а одно из них лишнее и ваш ребенок должен определить какое. Задайте ему вопрос «почему он выбрал это слово?»

Березка, сосна, липа, яблоня.Кровать, стол, комод, ложка.Дуб, ромашка, роза, тюльпан.Вилка, ложка, кресло, нож.Конфета, суп, халва, варенье.Юбка, шапка, платье, тапочки.Яблоко, свекла, груша, виноград.

Упражнение 2. Вы придумываете слово для ребенка, а он отвечает, что нужно этому человеку из вещей. Это может быть вовсе и не человек, а животное или птица, а дитя называет их элементы. Например:

Воробей — ветки, зерна, лужа.Врач — халат, маска, шприц.Дворник — метла, ведро, грабли.Маленький ребенок — погремушка, пеленки, соска.Собака — будка, кость, поводок.Продавец — касса, товар, калькулятор.Пчела — цветы, нектар, улей.Художник — краски, кисти, полотно.Мама — …?И вы узнаете много интересного о своем статусе 🙂

Упражнение 3. Назвать составные части определенных предметов, объектов. Задание очень трудное. В ходе упражнения словарный запас ребенка пополниться, так как не все слова пока ему известны, а вы ему в этом поможете. Итак:

Машина — колеса, кузов, фары, руль (пусть малыш называет как можно больше элементов)корабль — …самолет — …поезд — …велосипед — …троллейбус — …стол — …кресло — …книга — …компьютер — …гитара — …пианино — …барабан — …дом — …забор — …цветок — …дерево — …гриб — …жук — …бабочка — …собака — …человек — …яблоко — …арбуз — …

Как работает мышление?

Каждая мысль, существующая в нашем сознании, представляет собой ассоциативную связь между несколькими образами и понятиями. Отдельные образы, возникающие в наших мыслях, будто бы дёргают за невидимые ниточки, заставляя нас вспоминать об остальных связанных с ними понятиях. В результате возникает своеобразная причинно-следственная связь, провоцирующая бесконечный процесс смены одних понятий и образов другими.

Исследуя, как устроен мыслительный процесс, ученые выяснили, что он состоит из нескольких ключевых составляющих:

  1. Анализ. Разделение комплексной сущности на простейшие образы.
  2. Синтез. Объединение простейших составляющих, связанных между собой, в сложные объекты и явления.
  3. Сравнение. Сопоставление отдельных сущностей, поиск сходств и различий.
  4. Классификация. Распределение объектов по категориям на основании наличия определенных признаков.
  5. Абстрагирование. Выделение наиболее важных признаков с игнорированием других характеристик.
  6. Обобщение. Группировка разрозненных предметов по наличию схожих признаков.
  7. Конкретизация. Выделение одного объекта с уточнением его отличительных характеристик.

Все эти процессы служат одной цели – помогать нам принимать правильные решения на основании имеющихся данных. В результате познавательной и мыслительной деятельности в нашем сознании образуются сложные связи между различными образами, из которых и формируется общая картина мира. И принятое в каждой конкретной ситуации решение представляет собой результат обработки всей когда-либо полученной нами информации.

Наглядно-образное мышление

Наглядно-образное мышление подразумевает зрительное решение проблемы, не прибегая к практическим действиям. За развитие этого вида отвечает правое полушарие мозга.

Многие считают, что наглядно-образное мышление и воображение – одно и то же. Вы заблуждаетесь.

В основе мышления лежит реальный процесс, предмет или действие. Воображение же включает в себя создание выдуманного, нереального образа, того чего нет в действительности.

Развито у художников, скульпторов, модельеров – людей творческой профессии. Они преобразовывают реальность в образ, и с его помощью у стандартных предметов выделяются новые свойства, устанавливают нестандартные сочетания вещей.

Тренинг

Наиболее эффективным способом развить мышление за короткий срок, является прохождение тренинга. Представляю Вашему вниманию курс «Развитие мышления» от Викиум.

Вы научитесь:

  • молниеносно принимать правильные решения;
  • четко аргументировать в спорах и убеждать;
  • грамотно и логично строить свою речь;
  • с легкостью считать сложные примеры в уме.

Курс включает в себя:

  1. программу развития мышления;
  2. теоретические видеолекции;
  3. практические упражнения и задания
  4. тренажеры на развитие логики

Этот курс поможет:

  • улучшить и ускорить мышление;
  • развить аналитические способности;
  • критически мыслить в любой ситуации;
  • принимать нешаблонные решения.

Творческое мышление

Это способность уникальным способом проанализировать и обработать информацию и по новому подойти к решению классических задач. Данное умение изначально заложено в каждом человеке, стоит лишь найти способ активизировать спящий потенциал для достижения новых результатов. Не встречающихся до этого. Данный потенциал помогает не только в создании нового креативного продукта, но и облегчает практическую жизнь человека, помогая всегда найти выход из сложившийся ситуации, даже тогда, когда традиционные способы бессильны.

Принципы совершенствования в данном направлении хорошо известны и очень популярны в данное время, однако это вовсе не значит, что их используют многие в своей практике. Все они базируются на необходимости регулярных новых знакомств, расширении своего кругозора, посещении новых мест и занятий. Постоянное, непрерывное обучение в любых масштабах – обязательная составляющая успеха в данном деле, а импровизация и стремление к идеальному результату – не заставят долго ждать отличных плодов.

Для развития в себе творческих качеств, стоит обратить внимание на несколько простых но эффективных упражнений:

  1. Воспроизведение образов – для этого вспомните несколько человек, с которыми вы встречались на протяжении дня, представьте их как можно детальнее, до самой маленькой складки на лице. А теперь заставьте данный образ менять свое настроение и мимику, улыбаться вам, сердится или расстраиваться. Для усложнения данной задачи, вспомните ближайший праздник или событие, где собиралась группа людей. Воссоздайте в памяти все мельчайшие детали, включая одежду каждого из них, музыку, которая звучала, вкус угощений и запахи в воздухе. Также можно учиться воссоздавать отдельные группы образов, по одному признаку, например, по цвету – нужно вспомнить как можно больше зеленых овощей, потом желтых, дальше красных, или по вкусу – сладкие, горькие, кислые.
  2. Тренировка воображения – это любимая игра детей, но она может стать полезным упражнением и для взрослых. Создание в голове несуществующих образов, позволяет увидеть знакомые ранее вещи под совсем другим углом. Это положительно сказывается на умении найти выход из любой ситуации и развивает креативность в подходе к любой задаче. Для тренировки творческого воображения нужно представить предмет или понятие или знак, который в реальном мире не живой, не является личностью и довольно однозначен по своей сути. Далее в своем воображении нужно наделить его характером, привычками, добрым или злым нравом, любимыми занятиями, почему он это делает или так поступает, представить чем бы хотел заниматься данный объект, где бы предпочел жить, с кем дружить. В самом начале таких упражнений, будет небольшой конфликт с логической частью мышления, и вам будет казаться данное занятие глупым и бесполезным, однако это важный инструмент в развитии творческого воображения и креативности.
  3. Фантастические истории – увлекательное и полезное занятие, которое, к тому же, может быть и веселым. Для начала, придумайте невероятную ситуацию в нескольких словах, например: «динозавры вдруг ожили» или «улитки поработили мир», и постарайтесь, развивая тему, сочинить как можно обширнее историю. Коснитесь не только вопросов одной личности в такой ситуации, но и как в глобальном плане это повлияло на мир.
  4. Воображение вероятного будущего – это один из инструментов развития творческого начала в вашей личности, ведь вы можете придумать свое будущее максимально правдоподобным, но при этом таким, каким захотите. Для того, чтобы конкретизировать задачу, выберите себе упражнение вроде письма вашем пра-правнукам или списка вещей, которые вы хотели-бы передать своим потомкам. Также можно придумать чек-лист покупок на случай зомби-апокалипсиса или на тот день, когда роботы захватят мир. Такой процесс хоть и кажется нелепым, но помогает подключать логику и воображение, и в вашем мышлении все происходящее аргументированно и имеет основание.

Как определить низкий уровень мышления?

Показатели слабого уровня развития мышления выражаются в слабо развитой логике. А также у человека возникают проблемы с выражением своих мыслей как в письменном, так и в устном виде. Обычно такие индивиды тратят большое количество времени, чтобы решить ту или иную задачу.

Знайте: чем выше уровень мышления, тем умнее личность.

Когнитивная психология представляет мышление челов

Когнитивная психология представляет мышление человека в виде определенных направлений, идущих друг за другом. В каждом из них происходят процессы. Направления отличаются друг от друга факторами, связанными с мыслительными процессами и со степенью глубины этих процессов.

Данные направления можно успешно тестировать при помощи специальных методик. Высокий результат после подведения итогов тестирования будет говорить о высоком интеллекте испытуемого. Впрочем, может быть и наоборот: низкий уровень мышления также определяется при помощи тестирования.



Рассмотрим методики, которые помогают определить

Рассмотрим методики, которые помогают определить уровень высокого или низкого мышления:

  • при помощи выявления лишнего звена или компонента;

  • при помощи запоминания;

  • при помощи организации дальнейшего логического построения, заданного ранее;

  • при помощи выявления основы;

  • при помощи решений графических заданий, а также ребусов и монограмм.

Онлайн-тренажеры и приложения для развития мышления

В век высоких технологий грех не воспользоваться достижениями научного прогресса. Есть масса крутых сервисов, с которыми тренировка мышления превратится в увлекательную игру.

Викиум

Викиум – сервис с онлайн-тренажерами для развития различных функций мозга: мышления, памяти, внимания, эмоционального интеллекта. Подберет вам индивидуальную программу занятий на основе тестирования. Тренажеры подходят для любого возраста и просты в использовании.

BrainApps

BrainApps

На платформе BrainApps вы найдете 52 тренажера для развития когнитивных функций мозга. Все тренажеры сделаны в виде игр, поэтому вам не придется скучать. Тренируясь по 20 минут в день, уже к концу первого месяца вы на 15 % улучшите свои первоначальные показатели.

Загадки да-Винчи

Загадки да-Винчи

Всем известно, что величайший художник всех времен и народов знал толк в загадках. Поэтому в честь него и назвали это интересное приложение. В нем собраны лучшие логические задачки. Они разделены на несколько категорий: искусство, математика, история, логика, техника. Изначально открыто по одной загадке в каждой категории, но по мере их решения открываются новые.

Викторина “Что? Где? Когда?”

Викторина “Что? Где? Когда?”

Приложение создано по мотивам легендарной телеигры. Вы сможете почувствовать себя настоящим знатоком и сразиться с другими участниками. Также есть возможность играть турниры с друзьями, придумывать свои вопросы. Приложение тренирует абстрактно-логическое мышление и развивает интуицию.

В уме

В уме

Отечественное приложение, в основе которого книга известного педагога С. А. Рачинского “1 001 задача для умственного счета”. В XIX веке ученики сельских школ запросто решали эти математические задачи в уме. А у вас получится?

Теги

Теги